ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ

Статьи

1 Октября 2009

ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ XXI ВЕК №8 2009г.

Более 70 лет «Союздорпроект» занимает ведущее место в стране среди организаций, работающих в области изысканий и проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. История становления В 1938 года на базе Центральной проектной конторы «Ушосдора» и ряда других организаций был создан Всесоюзный трест изысканий и проектирования автомобильных дорог и сооружений на них «Союздорпроект» «Гушосдора» НКВД СССР, в состав которого были включены 6 проектных контор и 2 проектных бюро, расположенных в республиках и областях СССР. Затем, в 1953 году трест бы преобразован в Государственный проектный институт по проектированию и изысканию автомобильных дорог «Союздорпроект» первой ведущей категории. Одновременно были организованы филиалы «Союздорпроекта»: Алма-атинский, Бакинский, Дальневосточный, Ереванский, Иркутский, Киевский, Ленинградский, Минский, Ростовский, Ташкентский, Тбилисский. В отдельные годы действовало до 11 филиалов. Все они впоследствии стали самостоятельными проектными организациями, такими как «Киевсоюздорпроект», «Белгипродор», «Каздорпроект», «Тбилгипроавтотранс», «Армгипротранс», Ленфилиал ГипродорНИИ и др. «Союздорпроект» стоял у истоков становления и развития организационных и методических основ процесса изысканий и проектирования автомобильных дорог, на протяжении всей истории своего существования руководя и способствуя формированию прогрессивной технической политики в области дорожного проектирования. Проектно-изыскательская деятельность Проектно-изыскательская деятельность института охватывала все регионы страны с самыми разнообразными по сложности природно-климатическими условиями: всю европейскую часть СССР, Урал и Сибирь, Ямал и Дальний Восток, Якутию и Камчатку, Казахстан и Среднюю Азию, Памир и Кавказ. По проектам института сооружались наиболее ответственные и сложные дорожные объекты: внегородские магистральные дороги, кольцевые автомагистрали, горные дороги и дороги в засушливых районах, автодороги в северных нефтеносных районах Севера и Западной Сибири, испытательные полигоны и треки для автотранспорта и дорожных машин, подъезды к международным аэропортам, транспортные развязки, титульные мосты и путепроводы, объекты дорожного сервиса, гражданские и промышленные объекты. В их числе магистральные автомобильные дороги Москва - Минск - Брест, Москва - Рига, Москва - Нижний Новгород, Москва - Серпухов -Тула, Москва - Кашира, Москва - Коломна, Москва -Волгоград, Московская кольцевая дорога, Бишкек - Ош - Хорог, Ленек - Мирный, Вилюйская ГЭС - Трубка Удачная, Львов -Мукачево - Верейский перевал - Чоп, Транскавказская дорога через Рокский перевал, Самара - Уфа - Челябинск, Улан-Удэ - Чита, Хабаровск - Владивосток, Омск - Новосибирск, Ленинград- Мурманск, автомобильные дороги Западно-сибирского нефтегазового комплекса, подъезды к московским аэропортам Быково, Шереметьево, Домодедово, Внуково и другие объекты. По нашим проектам возведены крупные мостовые переходы: через канал им. Москвы, через реки Ангару, Араке, Белую, Вилюй, Вятку, Даугаву, Днепр, Иртыш, Катунь, Куру, Мар-коку, Марху, Москву, Оку, Неман, Сыр-Дарью, Тобол, Уссури, Хор, Хопер и др. Всего за период до 2008 года по проектам «Союздорпроекта» было построено более 123 тыс. км автомобильных дорог и более 120 км больших и внеклассных мостов. Следует упомянуть ряд автоиспытательных объектов, построенных по проектам «Союздорпроекта»: автополигон НАМИ в г. Дмитрове, испытательные автотреки для Горьковского, Камского, Могилевского, Елабужского, Тольяттинского автозаводов, Чеховский и Бронницкий тракторные полигоны, комплекс испытательных дорог НТЦ «АвтоВАЗ», гоночные треки автодрома спортивного комплекса в Волоколамском районе Московской области. Международное сотрудничество «Союздорпроект» был в числе первых проектно-изыскательских организаций, которым поручалось на правительственном уровне ведение работ за рубежом. Институтом были разработаны схемы развития транспорта и сети автомобильных дорог в Монголии, Афганистане, Лаосе, Вьетнаме, Ливии. Специалисты «Союздорпроекта» работали в 28 зарубежных странах, проводя изыскания и обеспечивая ведущееся строительство рабочей документацией. По проектам института было построено за рубежом 8, 3 тыс. км автомобильных дорог, более 38 км мостовых сооружений. Наиболее значительные по протяженности и сложности объекты были построены в Афганистане, Индонезии, Сирии, Лаосе, Непале, Йемене. Всего с учетом осуществления экспертно-консультативного и методического содействия со стороны специалистов института «Союздорпроект» оказывал различные виды помощи в 45 странах. Реализация проектов Одним из важнейших направлений деятельности института являлось осуществление (с 1959 по 1991 год) функций головной генподрядной проектной организации, проведение единой технической политики в автодорожном проектировании, оказание постоянной технической помощи и экспертно-консультативное содействие практически всем проектным организациям дорожной отрасли, а также разработка типовых проектов и нормативно-методических документов в области автодорожного проектирования. Было разработано более 40 типовых проектов и типовых решений по конструкциям автодорог и искусственным сооружениям, подготовлено более 40 инструктивно-методических документов по изысканиям и проектированию автомобильных дорог и сооружений на них. «Союздорпроект» разрабатывал и принимал участие в создании отраслевых, ведомственных и межведомственных нормативных документов (СНиПы, ГОСТы, СН, ВСН, СП и др.). С участием наших ведущих специалистов разработано свыше 15 ведомственных норм и 6 строительных норм отраслевого и общеотраслевого значения. Значительный вклад внес «Союздорпроект» в качестве ведущей головной организации по освоению новых видов электронно-вычислительной техники и особенно в разработке и внедрении в практику проектной деятельности дорожных организаций страны системы автоматизированного проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений - САПР-АД. Качественно новым этапом дорожного строительства и проектирования стало осуществление реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги в девяностых годах прошлого столетия. «Союздорпроекту» довелось участвовать в срочном и ответственном проектировании первой обходной автодороги в обход Москвы в тяжелые месяцы 1941-1942 годов. В 1957-1962 годах по проектам «Союздорпроекта» строилась новая Московская кольцевая автодорога, которая тоже тогда считалась важнейшей стройкой Москвы и на которой осваивались новые прогрессивные по тем временам технические решения. И при последней реконструкции МКАД «Союздорпроект» выступал в роли генерального проектировщика. При реконструкции МКАД с целью ее соответствия уровню лучших мировых автомагистралей были разработаны и применены в строительстве 80 прогрессивных проектных решений, ранее не применявшихся в дорожном проектировании и строительстве в нашей стране и направленных на оптимальное и эффективное разрешение транспортных, градостроительных, социальных, экологических и технических проблем, возникающих в ходе строительства МКАД. За разрешение комплекса указанных проблем строительство МКАД отмечено Государственной премией Российской Федерации. В результате реализации проекта реконструкции МКАД в России появилась качественно новая автомобильная магистраль, которую можно считать эталоном и одновременно опытным полигоном для всей отрасли. На МКАДе появились сложные многоярусные транспортные развязки с направленными съездами, расположенными на кривых в плане и профиле эстакадах, для которых специалистами «Союздорпроекта» были запроектированы пролетные строения из монолитного преднапряженного железобетона, сооружаемые на подмостях и методом продольной надвижки (развязка на Ленинградском шоссе). Разработанная «Союздорпроектом» новая система объединения сталежелезобетонных пролетных строений позволила применить эти конструкции на кривых эстакадах транспортных развязок, что позволило существенно сократить сроки строительства (развязки с Ярославским и Горьковским шоссе). Впервые были применены разработанные «Союздорпроектом» конструкции большепролетных наземных крытых пешеходных переходов, новые прогрессивные конструкции автопавильонов на автобусных остановках. При проектировании мостовых переходов, путепроводов и эстакад были применены разработанные «Союздорпроектом» новые проектные решения: комплексная схема водоотведения и очистки сточных вод с проезжей части мостовых сооружений с использованием малогабаритного многоступенчатого фильтрационного бассейна, передовые композитные резинометаллические конструкции деформационных швов импортного и отечественного производства, конструкции сборных железобетонных балок с предварительно напряженной арматурой и увеличенной (в соответствии с увеличением нагрузки) толщи ной плиты и стенки, конструкции пролетного строения из разрезных балок, объединенных в неразрезную систему посредством надопорных монолитных вставок с установкой сквозной преднапряженной арматуры, усиление пришарнирных участков рамно-консольного пролетного строения углепластиковыми элементами и т.д. Целый ряд прогрессивных решений был применен при проектировании земляного полотна и дорожного покрытия, укрепления, обустройства дороги и организации движения. В их числе новые конструкции и технологии возведения земляного полотна с применением современной техники, новая индивидуальная конструкция многослойной дорожной одежды, применение новых поверхностно-активных добавок и модификаторов при приготовлении асфальтобетонных смесей, устройство верхних слоев покрытий из щебнемастичных асфальтобетонов, применение геосинтетических материалов при устройстве продольных швов на стыке старого и нового покрытия, конструкция основания дорожной одежды из укрепленных цементом щебеночно-песчаных смесей, специальные картограммы для устройства верхних слоев покрытия, геосинтетические прослойки для разделения слоев типа «Тай-пар» и «Террам», пространственные геоматериалы типа «Геовеб» при укреплении откосов, габионные конструкции для укрепления берегов, откосов и подмостовых конусов, применение пространственной решетки ENKAMAT для устройства подпорной стенки по типу «насыпь в грунте», новая система информационного обеспечения для многополосных скоростных магистралей, использование световозвращающих пленок и знаков-указателей при оборудовании скоростных магистралей, применение на дороге и мостовых сооружениях металлического барьерного ограждения повышенной энергоемкости и многое другое. В последующие годы институт успешно работал в Московском регионе и в Подмосковье по проектированию и реконструкции новых дорог, автотранспортных развязок в городе, пешеходных переходов, производственных баз «Доринвест» и «Гормост», автостоянок, постов ГАИ, подъездов к аэропортам, на строительстве Третьего транспортного кольца. Комплекс новых проектных решений реализован за последние годы при проектировании и реконструкции таких объектов, как автодороги МКАД - Кашира, Киевское шоссе на участке МКАД - Внуково-2, подъезд к аэропорту Шереметьево, автомобильные дороги «Урал», «Украина», «Холмогоры», Третье транспортное кольцо в г. Москве, кольцевая автодорога вокруг г. Санкт-Петербурга, мостовые переходы через реки Оку у г. Кашире, Ангару в г. Иркутске, Вятку у г. Вятские Поляны, канал им. Москвы у г. Яхромы. В 2001 году «Союздорпроект» был награжден дипломом за лучший реализованный проект в Москве - за разработку сложнейшего проекта трехуровневой транспортной развязки на пересечении Волоколамского шоссе и ул. Свободы с тоннелем под каналом им. Москвы. Разработка и внедрение новых прогрессивных решений и конструкций в проекте реконструкции моста через канал им. Москвы у г. Яхромы были отмечены в 2004 году знаком губернатора Московской области. «Союздорпроект» осуществляет работу по сотрудничеству с зарубежными организациями и фирмами с целью ознакомления специалистов института с передовыми технологиями проектирования, строительства и эксплуатации автодорог, мостов, тоннелей, зданий и сооружений дорожной службы, а также для решения вопросов совместного участия в отечественных и международных проектах. Постоянная связь осуществляется с проектно-изыскательскими организациями ближнего зарубежья (стран СНГ). В настоящее время ОАО «Союздорпроект» в качестве генерального проектировщика осуществляет руководство проектно-изыскательских работ по проектированию двух крупных объектов: автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Разработка проектов строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области и скоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург является одним из важнейших мероприятий программы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Развитие транспортной инфраструктуры Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей является необходимым условием динамичного развития региона в целом. Сооружение указанных выше магистралей позволит решить ряд первоочередных задач, среди которых: Интеграция сети автомобильных дорог МО, РФ и международной опорной сети автодорог. • Развитие международных транспортных коридоров: • № 2 Лондон - Париж - Берлин - Варшава - Минск - Московская область -Нижний Новгород - Екатеринбург; • № 9 Хельсинки - Санкт-Петербург -Московская область - Юг России»; • международный маршрут Хельсинки -Санкт-Петербург - Московская область -Нижний Новгород. • Отвлечение транзитных потоков от перегруженной автотранспортом центральной части Московской области. • Развитие сети скоростных автомагистралей и повышение качества автотранспортного сообщения на территории Западного региона РФ. • Обеспечение условий формирования узлов ускоренного развития - опорных точек роста экономики Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. Одним из самых перспективных направлений в реализации проекта является комплексное развитие инфраструктуры и территории Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. В целом проекты строительства ЦКАД и магистрали Москва - Санкт-Петербург окажут стимулирующее влияние на повышение социального и экономического потенциала западного региона РФ, увеличение оборота экспорта транспортных услуг, а также позволят создать порядка 400 тыс. новых рабочих мест. Важным моментом в реализации проектов является тот факт, что строительство магистралей изначально планировалось как проект, реализуемый с применением механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Данная схема реализации крупных проектов и сотрудничества государственного сектора и частного бизнеса является довольно распространенной по всему миру, особенно когда речь заходит о развитии объектов инфраструктуры. Государственно-частное партнерство представляет собой среднесрочные или долгосрочные отношения между государством и частным сектором. Это партнерство включает в себя такие аспекты, как распределение рисков и доходов, а также использование квалификации, ресурсов и технологий государственного и частного секторов для достижения намеченных стратегических результатов в интересах обоих сторон. Использование схемы ГЧП позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить более эффективный контроль за выполнением проекта, повысить качество предоставляемых услуг за счет возникновения конкуренции и более эффективного использования имеющихся ресурсов. В настоящее время в институте работают высококвалифицированные специалисты по проектированию автомобильных дорог и сооружений на них, имеющие богатый опыт в разработке проектов по обустройству дорог, дорожным одеждам, дорожно-мостовой гидрологии, комплексов сооружений автодорожной и автотранспортной службы, объектов сервиса и защиты природ

 


<<Вернуться к списку

Поиск

Новости




Авторизация